Crotalus vegrandis (KLAUBER, 1941)

Crotalus atrox (Western diamondback rattlesnake), Crotalus viridis (Prairie rattlesnake), Sistrurus catenatus (Massasauga), Sistrurus miliarius (Pigmy rattlesnake) и другие гремучие змеи
Аватара пользователя
almaguerra
Знаток
Знаток
Сообщения: 39
Зарегистрирован: 25 дек 2013, 19:16
Откуда: Москва

Crotalus vegrandis (KLAUBER, 1941)

Сообщение almaguerra » 19 янв 2015, 11:58

Пожалуй, расскажу об одном из представителей самого любимого мной комплекса неотропических гремучников (Crotalus durissus complex). Речь пойдёт об уракоанском гремучнике (Crotalus vegrandis, KLAUBER 1941). Вокруг этого вида ходит масса споров касательно его систематического положения, как, впрочем, и всего комплекса дуриссусов. Этим-то весь комплекс и интересен – это просто кладезь для исследований по эволюционной морфологии, систематике, биогеографии, токсикологии и бла-бла-бла.

Изображение

Ну, пойдем по порядку. Что касается систематики, имеет место быть общепринятая точка зрения, заключающаяся в том, что Crotalus vegrandis – это подвид южноамериканского гремучника (Crotalus durissus), который, в свою очередь, имеет не менее запутанную таксономическую судьбу, вплоть от перехода номинатива в абсолютно отдельный вид – Crotalus simus.  Т.е. предмет данной заметки ни что иное как Crotalus durissus vegrandis. К последнему склоняются и функционеры небезызвестного подкомитета Белого дома по биоразнообразию и динамике экосистем, в недрах которого зародилась Интегрированная (Объединённая) таксономическая информационная система – ITIS, в свою очередь данные которой учёные используют в качестве отправной точки. Но как известно, ничто так не постоянно как мнение учёных)) Тот же самый Клобер в один год (1941) умудрился дважды пересмотреть положение веграндиса – от подвида к виду и обратно. На подвидовую принадлежность указывают и последние молекулярные исследования митохондриальной ДНК (mtDNA). Но если мозг заставляет в это верить, то глаза и токсикологи верить никак не хотят. Уж слишком разные по морфологии C. durissus и C. vegrandis, а состав яда различается ещё больше (но мы-то с вами помним, что в рамках одного вида но в разных популяциях состав яда может меняться в зависимости от преобладающего на данном участке ареала основного кормового объекта, например, как это происходит у ромбического гремучника (Crotalus adamanteus) на юго-востоке США. Но это совсем отдельная тема. Так вот, большинство латиноамериканских учёных отказывается верить в подвидовую подоплёку веграндиса и выделяют его, наряду с другими многочисленными подвидами комплекса, в отдельный вид. На территории одной только Венесуэлы, где и обитает предмет данной заметки, выделяют три эндемичных вида – Crotalus vegrandis (Klauber, 1941), Crotalus maricelae (Garcia & Perez, 1995) и Crotalus pifanorum (Sandner & Montilla, 1980). Последний, кстати, вообще отсутствует в базе ITIS и иногда считается так называемой «южной черной или тёмной морфой» Crotalus vegrandis. Внешне он отличается от уракоанского гремучника более чётко выраженными ромбами и более темной окраской. Далее, для простоты, да и просто потому что так хочется, я буду говорить об уракоанском гремучнике как о виде. А, да, кстати, латинское название vegrandis переводится как «мелкий», что, собственно, не удивительно, ведь его длина не превышает 636 мм в общем, а длина хвоста составляет 64 мм.

Изображение

Изображение

Вообще, стоит сказать, что вид этот крайне плохо изучен, что связано с весьма ограниченным ареалом обитания – известен всего из двух, расположенных рядом с друг другом, точек северо-восточной части Венесуэлы близ дельты реки Ориноко – это так называемые алювиальные сухие саванны Матурин близ города Уракоа (отсюда и название), расположенного в штате Монагас (голотип за номером CM 17384) и точка рядом с населённым пунктом Тембладор в том же штате (описан по образцу за номером MHNLS-4307). Из морфологических особенностей можно упомянуть несколько деталей фолидоза: 3 заглазничных щитка, 2 – предглазничных, 2 – подглазничных, 14-15 – надгубных (от 11 до 17 у C. durissus terrificus) и 14-16 межгубных щитков (13-18 у C. durissus terrificus).

Яд веграндиса, вообще-то, заслуживает отдельной темы, но кратко на нём  остановимся. Как уже было сказано ранее, яд змей одного и того же рода (и даже вида) из разных географических районов может сильно отличаться, как по патологии и фармакологии, так и по антигенным характеристикам. Так вот, C. vegrandis – яркий пример таких различий. На северо-востоке Венесуэлы это самая первая причина смертей от укуса ядовитых змей. Среди причин смертей от яда веграндиса превалирует последствия воздействия нейротоксичной составляющей яда (в отличии от северо-американских сородичей), а именно паралич дыхательной системы, и лишь на втором месте локальное и систематическое кровоизлияние. Исследования яда уракоанского гремучника показывают наличие обоих составляющих – и нейролитической, и геморрагической. За последние действие отвечает белок, названный в честь змеи уракоин-1, имеющий молекулярную массу (Mr) 58 000 и теряющий геморрагический эффект при температуре 60 градусов. В целом, в яде C. vegrandis выделяют три основных действия: протеолитическое, геморрагическое и воздействие эстеразы. Кротоксин является одной из основных составляющих его яда. Геморрагический эффект – один из самых выраженных в действии яда этого гремучника, тогда как яд большинства других гремучников Южной Америки, включая номинатив всего комплекса C. durissus не обладает ярко выраженным геморрагическим действием. Т.е., мягко говоря, веградис заряжен обеими возможными составляющими компонентами – нейролитическими и геморрагическими. Уракоин-1 показывает протеолитическое действие на казеин, гораздо более сильное, чем яд C. durissus durissus и C. d. terrificus, но слабее, чем у мартиникского ботропса (Bothrops lanceolatus). Последнее говорит о том, что в яде C.  vegrandis присутствует более одного геморрагического фактора. Геморрагический токсины вмешиваются в систему коагуляции, оказывая протеолитический эффект на фибриноген и фибрин. Относительно фибриногена, протеолитическая активность уракоина-1 была, главным образом, направлена на цепь AK, которую, он быстро разрушает. Уракоин-1 не сгущает фибриноген, указывая, что этот белок имеет отличное от тромбина действие. Согласно данным Камигути, яд южноамериканских гремучих змей вызывает несвертываемость крови из-за разрушения фибриногена. Вероятно, это вызывают присутствующие в яде тромбиноподобные ферменты. Яд C. vegrandis также является природным антикоагулянтом, однако, уракоин-1 не показал ни дефибринантную активность, ни протеолитическую активность на фибрин.

Изображение

Теперь перейдём к самой полезной части – к практической. C. vegrandis достаточно распространённый вид в коллекциях ядолюбов. Правда в силу не очень яркой окраски – не самый популярный. Но если  вы интересуетесь практическими вопросами токсикологии, филогеографии, эволюционной морфологии или просто собираете коллекцию комплекса южноамериканских гремучников, несомненно, , этот вид будет весьма интересен. Про содержание в неволе, несмотря на доступность вида, известно также не много, как и про обитание в естественной среде, но по аналогии с последней можно предположить, что содержать его необходимо при низкой влажности 30-40%, но при постоянном наличии поилки с чистой водой, так как в природе он обитает неподалёку от водоёмов. Влажность необходимо увеличивать в период предшествующий линьке. Грунтом может служить кокосовые чипсы. Можно положить плоский камень, на котором змеи могут по долгу лежать.  Верхний обогрев, как и большинству гремучников, им не требуется, но для создания температурного градиента можно использовать термошнур. Температура в зоне обогрева можно поддерживать на уровне 30-32 градусов, фоновая температура – 26-28 С в течение дня с понижением до 23-25 ночью. Некоторые западные киперы утверждают, что ночную температуру нужно опускать до 20 и даже до 18 градусов. Но проблема в том, что в природе такие ночные температуры наблюдаются только в горных районах, куда C. vegrandis не заходит, держась равнинных саванн, где температура ночью опускается редко ниже 24 С.

Содержать веграндисов желательно по отдельности, ссаживая на время спаривания. Отдельно их стоит содержать по нескольким причинам: (1) животные могут поранить друг друга во время кормления, и (2) если вы хотите добиться спаривания, это позволит избежать каптивной стагнации. Стимулированием к спариванию может служить понижение температуры до уровня 20-22 градусов, с последующим, ближе к окончанию «зимовки», повышением влажности до 50-70%. Кроме того, стимулом к спариванию может служить ссаживание двух самцов и одной самки. В природе период размножения приходится на сентябрь-февраль, т.е. сразу после окончания сезона дождей. Однако, при содержании в неволе условия сезонности можно строго не соблюдать, так как такие сезонные колебания создаются искусственно переходом от более «жаркого» периода к более «прохладному» и от более засушливого к более влажному и обратно. Самка рожает живых детёнышей размером от 16 до 23 см. Питаться они начинают примерно со второй-третей недели после первой линьки.

Размер террариума, в силу небольших размеров змеи, для взрослой особи может составлять 70х40х40 см, молодых животных содержат в контейнерах объёмом 3-5 литров.

Удачного содержания))

Вернуться в «Гремучие змеи (Crotalus, Sistrurus)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей